- Не рекомендуется раскрывать третьим лицам паспортные данные, а также финансовую информацию (реквизиты банковской карты и сведения о ее держателе, СМС-код). Эти данные никогда не запрашиваются ни работниками банков, ни служащими госструктур. Кроме того, нельзя публиковать информацию такого рода на сайтах, форумах или в соцсетях и хранить PIN-коды в памяти смартфона и на ПК.
- Следует отклонять телефонные звонки с неизвестных номеров или прекращать разговор, если собеседник представляется сотрудником банковской организации, госструктуры или стражем правопорядка, но при этом выступает с подозрительным предложением, пытается запугать или настоять на немедленном решении финансового вопроса. Чаще всего мошенники сообщают по телефону о проведении сомнительной банковской операции или оформлении кредита от имени жертвы, а также обещают свердоходы по вкладу. После подобного звонка нужно связаться со своим банком (по номеру, указанному на официальном сайте или пластиковой карте) или с контакт-центром той организации, чьим работником представился собеседник.
- Нельзя проводить операции с банковским счетом, если по телефону поступило требование или просьба о переводе денежных средств или оформлении займа. Как правило, мошенники предлагают для транзакций «специальные» и «защищенные» счета, в том числе, и в Банке России. В этой связи следует помнить, что Центробанк не работает с населением и не открывает счета.
- На все используемые мобильные устройства нужно установить антивирусное ПО и периодически его обновлять.
- Совершать онлайн-покупки нужно только на надежных сайтах. Рекомендуется завести отдельную банковскую карту специально для этих целей (можно виртуальную) и пополнять ее на сумму, необходимую для оплаты каждого заказа. В ЦБ также уточняют, что рядом с названием ресурса в строке браузера должен находиться замочек – символ безопасного соединения.
- Нельзя оставлять персональные данные на непроверенных сайтах и переходить по ссылкам, которые размещены в сомнительных электронных письмах (с предложениями пройти соцопрос, получить выплату, выигрыш и т.п.). В поисковых системах Mail.ru и Яндекс официальные порталы финансовых учреждений обозначены цветными кружками с галочкой.
- Первым делом следует заблокировать банковскую карту (с помощью личного кабинета, мобильного приложения, контакт-центра кредитной организации или непосредственно в отделении).
- После списания денег со счета нужно написать заявление о несогласии с проведенной операцией и в течение суток подать его в отделение банка. Второе заявление (о хищении средств) нужно направить в полицию.