Харьковское сельское поселение
село Харьковское Ровеньского района Белгородской области

Звонок «сотрудника банка» или «сотрудника правоохранительных органов».

Автор: Отдел безопасности
Наиболее распространенные способы совершения дистанционных мошенничеств. Как защититься от дистанционных мошенников.
Звонок «сотрудника банка» или «сотрудника правоохранительных органов»..

На телефон потерпевшего звонят мошенники с номеров, начинающихся с цифрового кода (495), (499). В последнее время для звонков чаще используются  мессенджеры: «ватсап», «вайбер», «телеграм». Неизвестные представляются сотрудниками банков: Центрального банка России, Банка «Россия», ПАО «ВТБ», ПАО «Сбербанк» и др. Они называют себя  сотрудниками безопасности, службы финансового мониторинга. С их слов, неизвестный якобы пытается оформить кредит от лица потерпевшего, а также обналичить или перевести  денежные накопления. Под этим предлогом мошенники предлагают гражданину обезопасить себя от несанкционированного оформления кредита и перевести свои или заемные средства на «безопасный счет»,  («зеркальный счет», «в безопасную ячейку»). Потерпевший, оказавшись под психологическим прессом мошенников, которые убеждают его, что он может оказаться в долговой кабале на долгие годы,  следует их указаниям. Гражданин оформляет через приложение онлайн-заявку, лично обращается в банк, оформляет кредит на крупные суммы, берет свои накопления и переводит через приложение или наличными через платежный терминал на подконтрольные счета или абонентские номера телефонов  мошенников.

Мошенники могут представляться сотрудниками правоохранительных органов (МВД, ФСБ, прокуратура, следственный  комитет), при этом номер с которого происходит звонок на экране телефона отражается как настоящий номер данного ведомства. Преступники обращаются к потерпевшему по имени отчеству, просят проверить номер их телефона на официальных сайтах ведомств, чтобы убедить потерпевшего, что он общается с настоящим сотрудникам. Могут переслать фотографию служебного удостоверения. Все это делается для того, чтобы потерпевший  полностью доверился и следовал их указаниям. 

Характерным признаком манипуляции является тот факт, что звонящие ведут с потерпевшими длительное общение по телефону, полностью контролируют их действия, говорят о необходимости неразглашения информации об общении  с ними.  Инструктируют при общении с настоящими сотрудниками банка при оформлении кредита  -  не называть истинные цели, а приводить надуманные поводы (беру деньги на строительство, на лечение, срочная покупка)

При общении с потерпевшими преступники оказывают психологическое воздействие путем уговоров, угроз, повышенного тона, перекладывания вины на самого потерпевшего за отказ его следовать указаниям звонящего и потере денежных средств. При этом  могут ссылаться при разговоре на статьи Уголовного  кодекса Российской Федерации оа неразглашение информации, за несоблюдение  тайны следствия, за отказ  от сотрудничества с правоохранительными органами, могут пугать большими штрафами.

Мошенники могут представляться также сотрудниками Госуслуг, работниками оператора сотовой связи,

Необходимо запомнить!

В банках нет «безопасных счетов», «безопасных ячеек», «зеркальных счетов».

Сотрудники банков и правоохранительных органов все вопросы решают при личной (очной встрече), информация по телефону ими не запрашивается.

Работники государственных органов, организаций и учреждений для официального общения с гражданами не используют мессенджеры.

Настоящие сотрудники банков и правоохранительных ведомств не высылают фотоизображения своих служебных удостоверений, документов со своими личными данными! Не используют никакие кодовые слова и пароли для общения!

Недопустимо устанавливать в своих гаджетах, мобильных устройствах, компьютерах по указанию звонящего какие - либо приложения, программы, создавать виртуальные карты, скайпы (программы уделенного доступа).

Недопустимо называть коды, пароли из поступивших смс-сообщений, пуш-уведомлений  со своих телефонов посторонним. Таким образом Вы предоставляете вход для мошенников в личные кабинеты банковских приложений, приложений госуслуг, оператора связи и пр.,где от вашего имени мошенник может осуществить переводы денежных средств, оформление кредита.

При входящем звонке на телефон, когда роботизированная программа запрашивает сведения об оформлении кредита, предлагает ответить на вопросы односложно: «да», «нет», необходимо прекратить общение.

При разговоре с неизвестными не сообщайте им никаких сведений, реквизитов. При повторных звонках отключите телефон. Если есть сомнения в сохранности имеющихся на счетах денежных средств – обратитесь в банк, позвоните в полицию.

«Родственник в беде»

Этот вид обмана используется чаще в отношении пожилых граждан. Необходимо систематически вести с ними общение на данную тему.

На домашний телефон поступает звонок от якобы сотрудника  полиции (ГИБДД, следователя) с информацией о том, что родственник или знакомый попал в ДТП (либо совершил иное  противоправное деяние). Потерпевший, как правило, сам называет имя родственника (сына, внука) и оно в дальнейшем используется мошенниками. «Родственник» просит о помощи - необходимо передать крупную денежную сумму курьеру. После передачи денежных средств, курьер переводит деньги на подконтрольные счета мошенников, оставляя себе  оговоренный с организаторами процент.

Необходимо помнить:

Настоящие сотрудники правоохранительных органов никогда не потребуют для урегулирования вопросов с вас денежные средства, так поступают только мошенники!

Необходимо связаться со своими родными, иными близкими, сообщить им информацию о звонке!

Необходимо проинструктировать своих пожилых родственников,  систематически напоминать им о возможных попытка обмана таким способом.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie